- ХАМСЕ
ХАМСЕ́ (араб.; перс. хемсе), совокупность пяти больших поэм-месневи одного автора в персидском и ряде тюрко-язычных литератур.
Впервые такое собрание поэм появилось в творчестве азербайджанского поэта XII начала XIII вв. Низами Гянджеви. Это «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме». Первая из поэм носит дидактико-философский характер, сам Низами считал ее «ответом» (см. Назира) на поэму персидского и таджикского поэта XIXII вв. Санаи «Сад истин», однако по своей значимости в развитии последующей дидактической поэзии это произведение Низами вышло далеко за рамки традиционного подражания, а религиозно-суфийский элемент (см. Суфийская литература) носит в нем подчиненный, второстепенный характер, хотя и воспринимался рядом эпигонов как нечто наиболее существенное. Поэмы «Хосров и Ширин», «Семь красавиц», «Искандер-наме» были созданы на сюжеты, уже разрабатывавшиеся Фирдоуси в его эпопее «Шахнаме». «Лейли и Меджнун» опирается на арабский народный роман. Основываясь на устойчивой литературной традиции, Низами, однако, в свою очередь создал традицию, просуществовавшую несколько столетий и сохранившуюся в современных литературах, хотя и не в классической интерпретации. Сам поэт вряд ли воспринимал свои пять поэм как некое единство, но уже в XIII в. анонимный составитель объединил поэмы и дал им общее назв. «Пятерица» («Хамсе»). Вскоре и утвердилась традиция писать ответы-назира как на «Х.» в целом, так и на отдельные поэмы, вошедшие в нее; создание «Х.» по образцу Низами сделали своей целью многие поэты. Среди обширного потока «Х.» были и чисто формальные «ответы» дань общему направлению, были и несамостоятельные, подражательные произведения, однако в целом влияние «Х.» Низами на развитие многих литератур носило творческий, стимулирующий характер.
Автор первой из «Х.» индо-персидский поэт XIII начала XIV вв. Амир Хосров Дехлеви вполне сознательно отказался от создания философски или социально углубленных произведений; он стремился к увлекательности и динамичности повествования, к совершенству формы и изощренности версификации. Узбекский поэт Алишер Навои создал в 1483 1485 свою «Х.» на тюркском языке, а не на широко распространенном литературном языке эпохи фарси. Соблюдая все формальные требования, предъявляемые к жанру назира, он в то же время отразил в своих пяти поэмах современную ему эпоху с ее сложностями и противоречиями. Уже первая поэма «Х.» Навои, «Смятение праведных», содержит в сжатой форме все основные черты мировоззрения Навои. Последняя из поэм, «Стена Искандера», является, так же как у Низами, философским и политическим завещанием поэта, имевшего последовательную систему взглядов на общественное устройство и принципы управления государством. Высоко оценивший «Х.» узбекского поэта старший современник и друг Навои, персидский и таджикский поэт Абдуррахман Джами, также имел замысел создать «Х.» «ответ» на поэмы Низами, но воплотил его лишь отчасти: из семи написанных им поэм (общее их название «Семь престолов») только три являются «ответными», остальные не удовлетворяют этому условию. Вся «Семерица» Джами в значительной части посвящена изложению суфийской философии; однако поэт нередко берет верх над проповедником, и отдельные сюжеты в составе обширных, пересыпанных притчами и назиданиями поэм приобрели самостоятельную художественную значимость.
Литература:
Бертельс Е. Э., Избранные труды. Низами и Физули, М., 1962 (есть библ.);
Мустафаев Д., Философские и этические воззрения Низами, Баку, 1962;
История персидской и таджикской литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.